Джембе (также известный как jembe, jenbe, djimbe, jymbe или jimbay) – это покрытый кожей барабан, по форме напоминающий большой кубок, предназначенный для игры на нём голыми руками. В соответствии с народностью Бамана в Мали название «джембе» пришло из выражения «Anke dje, anke be!», которое дословно означает «каждый собирается (объединяется) вместе» и определяет основную цель барабана.
Другое предположение происхождения названия отсылает нас к названию дерева, из которого изготовляют корпус (тело) инструмента.
Существует общепринятое мнение, что происхождение джембе связано с сословием кузнецов, относящихся к этнической группе Мандинка, известных как Нуму. Широкое распространение джембе по территории всей Западной Африки возможно связано с миграцией Нуму в первом тыс. н.э. Несмотря на связь джембе с Нуму и, в отличии от других музыкальных инструментов Африки, не существует наследственных ограничений для тех, кто может играть на джембе.
Произношение «jembe» с «dj» связано с тем фактом, что во французском языке нет твёрдого звука «j», который есть в английском. «Dj» используется для указания произношения твёрдого «j». Французы оказались очень полезными в изучении и описании африканских барабанов для всего мира. Так или иначе, французская колонизация является тяжёлой раной для большинства западно-африканцев и произношение jembe с «d» может быть болезненным напоминанием об этом.
Традиционно джембе вырезали из цельного ствола дерева Lenge. Lenge использовала на протяжении веков (из-за его акустических и духовных качеств) народность Малинке, чья традиционная мудрость основана на том, что божественная энергия, или ньяма, пронизывает все вещи, одушевлённые или нет. Другие виды деревьев также могут быть использованы, зависит это от доступности лесов для изготовителей барабанов. Некоторые сорта твёрдой древесины в Западной Африке, включая djalla, dougi/dimba, khari/hare/gueni и кешью, используются для изготовления качественных музыкальных инструментов в Гвинее, Мали, Сенегале и Кот-д’Ивуаре.
Правильно сделанный джембе не гладкий внутри, а имеет спиральные вырезы для улучшения тональных качеств. Занозы и неровности внутри корпуса говорят о поспешно изготовленном джембе. С одной стороны джембе накрывается сверху бритой кожей козла, антилопы или коровы. До XX в. кожа крепилась с сухожилиями или внутренностями животных, или барабан обтягивался отрезанной и тянущейся недублёной кожей.
Конструкция джембе существенно тизменилась за последние полвека. Использование производственных материалов, таких как стальные обода, нейлоновые крепёжные верёвки, пластиковая покрышка (вместо кожи) началось вместе с растущей популярностью Западно-Африканского балета под руководством гвинейца Fodeba Keita (где активно использовались джембе и впервые были широко продемонстрированы европейской публике) и вскоре стало нормой. В связи с тем, что джембе все чаще стали экспортировать, небольшое преимущество на заморских рынках приобрели заострённые углы корпуса. В это же время дальше развивалась и совершенствовалась конструкция джембе.
В середине 90-х изготовители мебели из Ганы получили известность и добились коммерческого успеха благодаря опыту вырезания традиционного джембе. Умельцы из Ганы, где kpanlogo и oblenten наиболее известные традиционные барабаны, начали вырезать и продавать джембе из дерева Tweneboa, имеющего мягкую древесину. Использование мягкой древесины требовало более толстой оболочки, что послужило ослаблению звучного и мощного звучания джембе из твёрдых сортов древесины.
Кожа барабана обычно изготавливается из козла, реже это может быть кожа антилопы, зебры, оленя или телёнка. Западно-африканская козлиная кожа известна музыкантам джембе как имеющая звучание, отличное от кожи козлов, обитающих в более умеренном климате. Козлы, выращенные в Западной Африке, имеют более жёсткие условия существования, другой климат и другую диету, которая несомненно делает кожу более жёсткой и крепкой, благодаря чему звучание ударов становится более качественными. Козлиная кожа животных, вскормленных и выращенных в Европе и Америке, известна более мягкой структурой и рвётся гораздо легче при сильном натяжении барабана.
Также распространение получил джембе, выглядящий так, будто сделан из синтетических материалов. Бурный рост барабанных курсов, кружков также, как и использование джембе в поп и рок ансамблях, способствовало росту популярности синтетических барабанов.
Основа этих барабанов сделана из пластика или резиновых материалов, металлическая механическая настройка для них предпочтительнее, чем традиционные верёвки, и чаще пластик — предпочтительнее козлиной кожи. Они часто производятся и продаются компаниями, специализирующимися на барабанных установках и перкуссии, таких как Pearl, Meinl, Toca и Remo.
Традиционно, да и по сей день в Африке человеку нужно потратить много лет, сопровождая своего мастера на церемониях и других мероприятиях, прежде чем стать настоящим джембефола (игрок на джембе). На сегодняшний день в обществах «западной цивилизации» обучаются играть, в основном, приглашая какого-нибудь мастера для индивидуальных уроков, или занимаются в маленьких группах. Игрокам нужно выучить основные и традиционные ритмы (в размере 4/4 и 12/8) для того, чтобы перейти к следующей ступени. Множество лет обучения и практики необходимо для возможности издавать звуки, сравнимые по качеству с игрой мастера-барабанщика.
Единая транскрипция для написания ритмов, как правило, не определена. Обычно только базовые идеи ритма можно написать, но реальные ощущения, которые он несет, невозможно перенести на бумагу. Это связано с природой западно-африканской музыки – существуют различные типы ударов (“swing”) (по крайней мере 4 из них), которые не могут быть выражены в западной нотации. По этой причине записанные материалы для обучающихся по-прежнему скудны или недоступны, в то время как основная и информативная литература широко распространена.
PS При подготовке материала использовалась информация свободной энциклопедии.
Скромный Ваня garderobshik принимал самое активное участие в написании этого материала.