Йогов много – йога одна
Детская йога, женская йога, парная йога. Есть даже – смешно сказать! – собачья йога… йогом нынче может стать любой! Судя по растущему количеству занятий, предлагаемых как в центрах йоги, так и в фитнес- и прочих -центрах, получается, что «йоги всякие нужны, йоги всякие важны». А как понять, что хорошо, что плохо, если даже в такой, казалось бы, узкой области, как детская йога, есть масса вариаций.
Если посмотреть на это разнообразие поближе, быстро выяснится, что йога, как наука и практика, на самом деле, одна и та же. А вот те, кто её изучают и преподают – разные. Задачи, которые ставят родители практикующих йогу детей, варьируются от лечения сколиоза до развития высших моральных качеств. Личный опыт изучения йоги у детских преподавателей также колоссально разнится – кто-то практикует динамический метод, кто-то любит скрупулёзно выстроить позы, кто-то вовсю дышит пранаяму, кто-то изучает на санскрите философские тексты. Есть и такие, которые сами не практикуют йогу, а преподают на основе знаний из краткосрочных обучающих программ, а то и после прочтения пары книг по теме.
«Хотелось бы поинтересоваться, а чем различаются детская йога от взрослой, кроме как игровой формы? Ведь даже в книгах по детской йоге в принципе те же упражнения» – такой вопрос задаёт девушка – начинающий детский преподаватель йоги. То же часто спрашивают журналисты, собирающие материал по теме и совершенно запутавшиеся в многочисленных растиражированных сентенциях, вроде «дети – прирождённые йоги» или «детская йога – это игровой подход», а то и «йога детям вредна». Давайте возьмём эти три крылатых фразы за отправную точку и попробуем разобраться.
Дети – прирождённые йоги
Есть люди, которые считают, что дети уже владеют тем, чему учит йога: например, гибкостью, или особым умением жить в настоящем и ни о чём не переживать. Поэтому некоторые считают, что все дети обожают занятия йогой, а другие верят, что йога детям неактуальна – ведь они уже гибкие и счастливые!
Однако, те, кто долгое время наблюдают за детьми, осознают простую истину – все дети разные. В том числе и в своих вышеупомянутых «йогических» проявлениях. Возьмём гибкость: моя племянница, например, в 2 года садилась в позу бабочки и не могла опустить колени на пол, в то время как некоторые сутулые подростки, приходя впервые на занятие, берут и садятся в сложнейший лотос. Четыре с лишним года наблюдений за ребятами от 4-х до 15-ти лет в моих российских группах скорее говорят об обратном – гибких детей подавляющее меньшинство, и многие асаны даются им нелегко – это к вопросу о «повальной» детской гибкости.
Жизнь в настоящем у ребёнка неизбежно заканчивается, как только начинает развиваться такая психическая функция, как рефлексия – сознательная оценка себя и своих поступков. Это происходит, по мнению выдающихся русских психологов Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, в возрасте 7-8 лет, а по моим наблюдениям намного раньше. Современные дети далеки от невинного и радостного порхания из песочницы на качели – они пытаются осознавать и решать такие взрослые проблемы, как развод родителей, учебные перегрузки, социальное расслоение. Такие аспекты практики йоги как сосредоточение и расслабление для многих ребят сложнее, но актуальнее, чем развитие пресловутой гибкости.
Напрашивается вывод – занятия нужны большинству детей, и каждый ребёнок с их помощью будет решать свои собственные задачи. Процесс внутренних изменений, как физических, так и более тонких, будет долгим и не всегда лёгким и приятным – усилий и дисциплины никто не отменял.
Детская йога – это игровой подход
Предположим, что по каким бы то ни было причинам, родители решат привести ребёнка на детскую йогу. Предполагая забавные игры в собачек-кошечек, черепашек-слоников во главе с развесёлым преподавателем. Можно сказать, что с большой вероятностью так и будет, особенно если ребёнок младше 8 лет. А вот из чего будет состоять занятие с ребятами старше 8 – тут всё зависит от преподавателя и от его или её видения йоги как предмета. Кто-то и с подростками будет «превращаться» в черепашек и собачек, а кто-то будет учить санскритским названиям поз, объяснять угол разворота стопы или расположение энергетических точек в теле. Степень «развесёлости» тоже может быть разной – кто-то будет держать строгую дисциплину, кто-то махнёт рукой и просто даст детям «оторваться» – не раз слышала от родителей, что на некоторых занятиях дети просто носятся по залу, время от времени выполняя просьбы преподавателя.
Тут мы возвращаемся к такой переменной как личность, жизненный и профессиональный опыт преподавателя. Ведь каждый делится тем, что имеет – нельзя отдать то, чего у тебя нет. Логично предположить, что преподаватель-педагог или психолог по образованию, имея соответствующий интерес и опыт, будет больше уделять внимания вопросам поведения и развития личности ребёнка. В то время как, например, специалист по ЛФК и физической реабилитации, скорее всего, будет больше внимания обращать на решение с помощью занятий йогой таких детских проблем, как нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз. Разумеется, возможны разные варианты, но факт сопоставления опыта преподавателя и акцентов, которые он или она делают в детской практике йоги, имеет место быть.
Методы же, которыми преподаватель пользуется в рамках занятия детской йогой, напрямую соотносятся с тем, как именно он или она строят свои личные занятия. Широта осведомлённости имеет значение и влияет на гибкость, но не тела, а ума. Известно, как будущие родители рассуждают о том, что они «никогда» не будут поступать со своим ребёнком вот так, зато «всегда» будут делать этак. А когда ребёнок уже появился – вот он, смотрит и видит каждое твоё микродвижение и слышит каждое случайно оброненное слово – выясняется, что в основном родитель поступает не так как хочет, а так как уже умеет. И в случае преподавателей детской йоги происходит то же самое – мы делимся с детьми тем, что умеем и понимаем сами, тем, что уже внутри. А внутри, благодаря гибкости ума, могут оказаться многие полезные вещи – есть примеры, когда преподаватели из разных традиций йоги успешно учатся друг у друга. Хуже с теми, кто не учится ни у кого.
Йога детям вредна
Выше уже прояснилось, что йога – это собирательное понятие для самых разнообразных методов развития тела, ума, духа. А дети – это люди разного возраста, в каждом из которых решаются разные задачи. Если дошкольникам актуально развитие крупной и мелкой моторики, то подростки этот этап уже прошли – теперь им важно совладать с гормональной бурей. Младшим необходимо научиться вести себя в обществе, адекватно общаться с другими детьми и со взрослыми, а у старших на первый план выходит вопрос самости – кто я такой и зачем я здесь?
Исходя из этого понимания детской природы и знания об эффектах разных практик, можно говорить о том, что некоторые из них более или менее актуальны в разных возрастах. Также, если ребёнок развивается по особому сценарию, вызванному генетическими, психическими, неврологическими и другими диагнозами, например, синдром Дауна, аутизм, ДЦП и прочие, некоторые практики могут быть нужнее других, а некоторые не нужны совсем. Есть и однозначные противопоказания для всех детей – к ним относятся сложные дыхательные и некоторые глубокие внутренние практики.
Конечно же, не обладая достаточными знаниями в какой-то области, лучше перестраховаться и предостеречь родителей – что и делают многие врачи и детские специалисты. Однако, предостережения не значат абсолютный запрет на йогу как таковую, скорее, речь идёт о том, чтобы подобрать практику, соответствующую возрасту и актуальным задачам развития ребёнка. Поэтому главный вопрос – что и как преподаётся в классе йоги для детей разных возрастов. Тут вся ответственность лежит на преподавателе.
Думайте сами, решайте сами
Давайте попробуем подвести итоги вышесказанного. То, что йога ярко присутствует в современной культурной реальности больших и малых городов – неоспоримо. Растущее число центров йоги – это результат растущего интереса, основанного на положительном опыте, накопленном многими поколениями практикующих. Доступ к информации обеспечивает Интернет, специализированные журналы по йоге, различные конференции, курсы и семинары по многим аспектам практики и теории йоги. Для тех, кому этого мало, есть авиарейсы в Индию – можно поехать и попробовать отыскать первоисточники.
Выбор занятий детской йогой тоже за последние пять лет увеличился в разы, информации много. Нет-нет, да и в СМИ появляется сюжет или статья на эту тему – а там, в силу дефицита эфирного времени или бумажных полос, журналист по-быстрому выпаливает то, что уже было сказано много раз, сваливая в одну кучу гибкие детские суставы, развитие лёгких, игры в зверюшек и медитацию на гвоздях в позе лотоса. В итоге есть такое облако под названием «детская йога», из которого родителям нужно умудриться провести своих детей к свету, причём каждого ребёнка – своим путём, согласно поставленным задачам.
У каждого ребёнка этот путь к свету будет особенным: будут и радости, и трудности. Придётся пройти через «нравится-не нравится», «устал-надоело», «это хочу-то не хочу». Форсировать процесс не стоит – пусть занятия будут наградой, а не обязанностью. Будет замечательно, если у ребёнка появится опыт учёбы у разных преподавателей – в этом случае полезно спросить, что нового ребёнок узнал, чем отличаются разные занятия. И, поскольку йога – это знание, традиционно передающееся от учителя к ученику, отличным закреплением материала будет возможность самому стать учителем и научить младших. А если старшие проявят должный интерес и внимание, то им тоже можно раскрыть некоторые секреты йоги! И пусть это ценное знание принесёт здоровье и радость всей семье и окружающим.
(c) Автор статьи: Виктория Занкина, www.yoga-kids.ru